обложка : биография : дискография : стихи песен : статьи : гостевая...: ресурсы : аудио-записи :



фабрицио де андре. биография и биографические сведения :

  • История PREMIATA FORNERIA MARCONI :

    Перед большинством меломанов, "интеллектуальными" жанрами, только сейчас начинает приоткрываться невообразимо богатый и сочный пласт музыки, называемый итальянским арт-ро­ком. И мы еще не раз возвратимся к этому "творческому наследию" в следующих выпусках IN ROCK. Большинст­во тех групп пели не по-английски, и в период тотального увлечения музыкой с берегов Альбиона, остались вне фокуса как массовой рок-прессы, так и тогдашних меломанов. Что вовсе не отрицает признание и даже статус легенд у себя на родине.
    Одной из таких без преувеличения "культовых групп" стала Premiata Forneria Marconi - быть может, наиболее яркие представители арт-рока 70-х в Италии, и одни из немногих, кому посчастливилось прославиться за рубе­жом и даже завоевать там высокие места в хит-парадах... Во многом этому способствовало участие в их судьбе экс-Кримзоновца, поэта, музыканта и продюсера Питера Синфилда... но не будем забегать вперед! PFM сравнивали и с Genesis, и с King Crimson, но нельзя не отметить, при всех их стилистических метаниях, наличие у группы своего лица и своего неповторимого стиля. Первые альбомы и вообще стоит причислить к "золотому фонду" мирового арт-рока.
    История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием I Quelli ("Те" - т.е. "The Who" по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чиоккио (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). I Quelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий) и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.
    Но едва ли молодые и талантливые музыканты I Quelli видели смысл жизни в выступлениях за ширмой. "Это был плавильный котел творческих идей", рассказывает о тех временах ударник группы Ди Чиоккио, "и мы чув­ствовали, что нам предстоит нечто большее, чем быть просто аккомпанирующим составом у кого-то еще. Наша музыка - искренность молодости, выраженная посредством музыкальных инструментов." Финальным шагом к формированию группы стало присоединение скрипача и флейтиста Мауро Пагани из I Dalton. Ди Чиоккио вспоминает: "На одном из вечеров в клубе "Paradisso" близ Brescia мой приятель рассказал мне о музыканте, который играет на флейте и на скрипке так, что это больше похоже на рок, чем на классику. Найти его оказалось не очень сложно, а телефонный разговор прошел примерно так - Мауро сказал: У меня длинные волосы, белая майка и пара изношенных джинсов. И я ответил: "А у меня, в свою очередь, борода и волосы до плеч, типа как Jesus Christ". Сейчас это смешно звучит, но тогда длинные волосы символизировали принадлежность к музыкальному андерграунду. Так что тем летом 69-го, чтобы узнать друг друга, нам понадобилось не более пяти секунд".
    Состав теперь выглядел так - Ди Чиоккио, Муссида, Премоли, Пагани и Пьяцца. Шел 1970-й год, прог-роковые группы из Англии тогда уже пожинали первые плоды своей славы и известности.
    "Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, Jethro Tull, king Crimson, Exception и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности.
    К тому же мы освободились от нашего старого контракта. "(Ди Чиоккио). Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана Premiata Forneria Marconi. "Премированная Булочная Маркони" (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп. Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи Numero Uno ("Номер Один") - эта же фирма выпустила их первый альбом "Storia Di Un Minuto" в 71-м. Этот диск был записан в студии вживую! Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разо­грева" еще и у таких известных английских музыкантов, как Procol Harum, Black Widow и Deep Purple. Вот как вспоминает Ди Чиоккио выступление перед Deep Purple. "Концерт был событием сезона, ведь Deep Purple являлись самой известной рок-командой на тот момент. Немного рискованная идея, нонам хватило нервов и храбрости, чтобы ее принять. Первый концерт проходил в Болонье, и никто не знал, что это за пять отчаянных парней будут открывать перед Перпл! Все ждали Яна Гиллана и команду, а организатор не осмелился представить нас, посчитав наше название чересчур длинным и абсурдным. В полной темноте мы начали сет с "21st Century Schizoid Man". Арена стадиона, море голов, встретила нас тихим изумлением и беспокойством. Через несколько минут все переме­нилось - внимание слушателей было обращено на нас, все были заворожены выступлением. Тогда мы решились и ворвались на свет, на сцену. Дальше все шло как по маслу и концерт закончился аплодисментами. Все думали: "А кто же эти англичане?" "Это Premiata Forneria Marconi", сказал конферансье, у ко­торого, как и у нас, после выступления камень упал с души, "они - итальянцы, и о них вы еще услышите". Удар там-тама, завершивший концерт, аплодисмен­ты толпы... Эхо прекрасного вечера еще долго звучало в наших ушах." В 1972 году вышел в свет второй альбом группы под названием "Per Un Amico", на котором можно было проследить прогресс группы как в композиционном плане, так и в аранжировках. (Многими он и поныне считается одной из лучших работ в арт-роке!). Италию музыканты уже завоевали - первое место в чартах, которое с ходу заняла "Storia...", тому лучшее подтверждение! Чтобы разделаться с оставшимся миром, пришлось прибегнуть к маленькой "музыкальной бомбе" - каковой стала скромная на вид аудиокассета с материалом "Storia Di Un Minuto". Во время выступления в Болонье грандов арт-рока - Emerson, Lake and Palmer - запись была вручена их вокалисту и басисту Грегу Лэйку. Музыка произвела на Грега такое впечатление, что он уже через несколько дней, только вернувшись в Лондон, перезвонил менеджеру Франку Мамоне и сказал, что приедет на концерт в Рим! На концерте игрался материал Per Un Amico, а вконец покоренный Лейк даже вышел "на бис" вместе с группой. Дело было в шляпе. Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы пове­дать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и "завернутые" тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они бы­ли по вкусу. Кроме "лирики", он заведовал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о "находке из Италии" стало известно и Синфилду. "Я напишу им тексты и займусь продюсингом", решил Питер, "так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе". Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. "Нам так нравилась музыка King Crimson и Питера Синфилда", делился радостью Мауро Пагани в интервью Rolling Stone, "а через какой-то год он согласился помочь нам. Представляете!"
    Подписанная на Manticore Records (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом "Photos of Ghosts". Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где музыкантов активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии Melody Maker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла "Celebration" была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини. Фактически "Photos of Ghosts" был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) "Per Un Amico". Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает "PFM"? Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели. Так что, если вам как слушателю интересен вокал лишь как музыкальный инструмент, то лучше поищите италоязычный "Per Un Amico", а не "Photos of Ghosts". Тем временем Синфилду приходили в голову самые разные идеи об "усовершенствовании" состава путем приглашения сильного англоязычного вокалиста/басиста. Обдумывалась даже кандидатура Джона Уэттона. Но весной 73-го другая встреча изменила путь группы - на музыкальном фестивале "Altro Mondo" в Римини, где собрался цвет итальянской артовой сцены на тот момент, музыканты PFM приметили басиста, кото­рый играл в составе коллектива Area. (Уникальную и исключительно авангардную музыку Area невозможно описать одной фразой, так что продолжим о героях повести сегодняшней...) Музыкант этот был Жан Пат­рик Дживас, и после задушевной беседы за тарелкой спагетти он, прельщенный перспективой играть в груп­пе международного уровня, согласился присоединиться к PFM, сменив Джорджио Пьяццу, перешедшего в Crystals. (Впоследствии Пьяцца и вовсе ушел из музы­ки, избрав карьеру агента по продажам детской одежды).
    Следующий альбом, "L'lsola Di Niente", вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, "The World Became The World", закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Росо, Santana, Beach Boys и другими известными ар­тистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбо­ме "Live in the USA" (в Италии диск был назван "Cook"). А закончилось сотрудничество с Синфилдом неожи­данно, причиной тому были "идеологические разногла­сия", ставшие для группы больным местом - и очень жаль. Коммунисты, мафия, Ватикан, радикализм и постоянные смены правительств - можете себе представить, что творилось в умах тамошней "прогрессивно мыслящей молодежи"!
    И если Премоли воспринимал различные "эксцессы" типа случая с обложкой Celebration с юмором, то Пагани относился к политике серьезно и при каждом удобном случае не уставал критиковать правительство, обличал коррупцию, международную ситуацию, звукозаписывающую индустрию. Он неоднократно бывал в "коммуне" на острове Сардиния...
    Но слово самому Питеру Синфилду: "Они попросили меня написать тексты к "Chocolate Kings". Как люди, воодушевленные своим успехом, они стали требовать от меня, чтобы в текстах было больше политики и протеста против агрессии США во Вьетнаме. Я склонялся к левым взглядам, (...) но я все же отказался. И потому, что мне нужно было завершить другую работу, и потому, что меня не прельщала мысль об очередных бесконечных студийных сессиях для записи вокала, но главное - я не понял юмора, почему это европейская группа, которую хо­рошо приняли в США, должна так вот плевать на свою аудиторию…." Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из Acqua Fragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка - MW). Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов (см. рецен­зии). После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений. Очередной диск "Jet Lag" (77) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и It's A Beautiful Day).
    Ещё через год выходит в свет "Passpartu" (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточить­ся на соло-карьере, в то время как новым скрипачом ста­новится Луччио Фабри.
    В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных певцов-бардов того времени в Италии) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "De Andre e PFM in Concerto" (насчитывающем 10 песен) и "De Andre e PFM in Concerto vol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).
    Что же - на этом, наверно, стоит завершить рассказ о PFM как об арт-роковой творческой единице и кратко пробежаться по тому, что было с ними дальше. Группа не распалась, а продолжала выдавать альбомы то в стиле поп, то нью-вэйв, заставляя своих "артавых" фэнов все шире разевать рот сначала от недоумения, а затем - от скуки.
    Премоли покинул коллектив и продолжил свою деятельность в бизнесе в качестве продюсера и автора музыки для реклам, Ди Чиоккио все больше погружался в написание и аранжировку музыки и покинул барабан­ную стойку. После "Miss Baker" (87) группа приняла кол­лективное решение не выступать вживую и сконцентри­роваться только на студийном творчестве и индивиду­альных соло-карьерах, таким образом избегая офици­ального "распада". Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чиоккио, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4-дисковую антологию концертных выступлений "PFM 10 anni live - 1971-1981", а читателям - книгу Франца Ди Чиоккио об истории группы "PFM - Due volte nella vita". "Идея о реюнионе витала в воздухе", отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Мус­сида. "Франц, которого мы зовем "хранителем духа Рембрандта", пытался это сделать много лет на­зад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся "реюнион".
    В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. "Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зре­ния и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хо­чет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей". Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще "выделенным" вокалистом. Новый концептуальный опус "Ulysse" вышел 24 апреля 1997 г. и, несмотря на ожидания, не стал возвратом к старому прог-стилю. Тем не менее группа продемонстри­ровала свой класс как музыкантов и композиторов, а по итогам итальянского турне 1997-98 гг. был выпущен очередной (не знаю уж, какой по счету) концерт "WWW.PFMPFM.IT (il Best)".
    Завершить же рассказ мне хотелось бы словами Питера Синфилда, которые он оставил в "гостевой книге" вебсайта PFM. "Как-то раз мне стало немного жалко за наш мир и тогда я почувствовал тепло на душе от того, как люди до сих пор радуются той "работе" (за неимением лучшего слова), что я сделал так давно и так далеко. PFM для меня до сих пор - одни из самых лучших, достойных, талантливых, одним словом - истинных музыкантов, с которыми мне приходилось сидеть в студии и делить радости и - разочарования. Вам мо­жет показаться забавным, но я только неделю назад купил, да, правда, купил две копии "World Became a World", диска, который я не слышал, кажется, целую вечность. Там, мне видится, заключены их лучшие моменты... Но от меня этого следовало ожидать, не так ли? Надеюсь, что эта маленькая запись в гостевой книге сможет отменить слово "бывший", которое на мгновение заставило меня почувствовать се­бя и вовсе непричастным..."


Александр ГИТЛИН - основной текст;
Михаил ВЛАДИМИРСКИЙ - перевод интервью, текст;
Александр ВОЛЬПЕРТ - комментарии;
В написании статьи использовалась информация с сайта http://www.soldigit.net/gaudela/pfm/ и других страниц группы.
(c) IN ROCK #1 2000


скопировано из "Энциклопедии арт-рока" - сайта (c) genesisomania.narod.ru



обложка : биография : дискография : стихи песен : статьи : гостевая...: ресурсы : аудио-записи :
Hosted by uCoz