Эдгар Ли Мастерс / Edgar Lee Masters (1869-1950) :
- Американский поэт и писатель. Печататься начал с 1897. Выпустил несколько сборников стихов, но лишь «Антология Спун Ривер»
(The Anthology of Spoon River, 1915) выдвинула
Мастерса. в первые ряды американской литературы.
- Мастерс — писатель упадочных слоев мелкой буржуазии, лишенной каких-либо перспектив в будущем и
протестующей против наступающего на нее капитализма.
Невозможность для этой экономически
регрессивной группы разрешить противоречия капиталистической действительности обусловливает мотивы
разочарования и обреченности в творчестве М., его уход в область сексуального.
«Антология Спун Ривер», доставившая
Мастерсу литературную славу, разоблачает фальшивую идеализацию американского провинциального быта,
показывая косность
и ограниченность обитателей местечка. Мастерс выбрал необычную форму для этого произведения — он
заставил говорить мертвецов с кладбища Спун Ривер.
Это — собрание надгробных эпитафий, повествующих о судьбе погребенных под ними. Перед читателем
развертываются одна за другой многочисленные драмы, происходящие преимущественно на сексуальной
почве. Здесь Мастерс порывает с традиционным в американской литературе идиллическим изображением
сельской и
провинциальной жизни. В этом отношении он является предшественником Шервуда Андерсона и
Синклера Льюиса периода «Главной улицы». Основная движущая сила в произведениях Мастерса — любовь.
В романе «Брачный путь» (The Nuptial Flight, 1923) Мастерс рисует жизнь трех поколений Хоктонов,
ограничиваясь изображением их семейной и личной жизни, где идиллия первой пары — Нэнси и
Уильяма — нарушается следующими поколениями. В романе «Мираж» [1924] несчастная любовь Кёрби к
праздной светской кокетке разрушает его жизнь. Главную причину происходящих трагедий Мастерс
видит не в социальных условиях, а в биологии (Фэнни и Уотерс, Бекки и Кёрби). Над всем тяготеет
власть судьбы, она всегда права, и человеку не известны ее законы. Этот фатализм — один из обычных
идеологических продуктов,
сопровождающих распад и деградацию различных слоев мелкой буржуазии под ударами капиталистической
конкуренции.
- За «Антологией Спун Ривер» последовали другие, составленные Мастерсом по ее образцу:
«Новая Спун Ривер» (The New Spoon River, 1924) и «Lichee Nuts» [1930], где действие перенесено
в Китай. В 1931 Мастерс выпустил книгу «Линкольн-человек» (Lincoln — the Man), где он порывает с
традиционной ходульной идеализацией Линкольна.
- Библиография:
- I. Кроме указ. в тексте: A Book of Verses, 1898; Maximilian, 1902; The New Star Chamber and other Essays, 1904; Blood of the Prophets, 1905; Althea, 1907; The Trifler, 1908; Songs and Satires, 1916; The Great Valley, 1916; Toward the Gulf, 1918; Straved Rock, 1919; Domesday Book, 1920; Mitch Miller, 1920; The Open Sea, 1921; Skeeters Kirby, 1923; Kit O’Brien, 1927; Jack Kelso, 1928.
- II. Van Doren C., Contemporary American Novelists 1900—1920, New York, 1923; Boynton P., Some Contemporary Americans, Chicago, 1924; Boldwin Ch., The Men Who Make Our Novels, New York, 1925.
Л. Филатова
|
|